Уважаемые родители!
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерство просвещения России информирует о проведении ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» анкетирования родителей детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и/или с инвалидностью.
Целью анкетирования является изучение структуры и содержания потребностей и ресурсов родителей, связанных с воспитанием и обучением детей указанной категории.
Анкетирование проводится в электронном виде по ссылке: https://forms.gle/dBtRK7P3SR9nXiSN7
Нормативно-правовая база
По вопросам организации обучения учащихся с ОВЗ обращаться к Сериковой Алёне Владимировне,
заместителю директора МАОУ «Гимназия № 4» по УВР. Телефон: +79069002535, адрес: ул. Кирова, д.34
Форма обратной связи для родителей обучающихся
Территориальная психолого-медико-педагогической комиссия города Норильска
адрес: ул. Талнахская 10А
телефон: 43-14-90
Служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей:
телефон: 8 800 700 24 04
ссылка на сайт: http:nach.kras-do.ru
Основная информация
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
- Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Работа с детьми ОВЗ в МАОУ "Гимназия № 4"
Согласно ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в РФ", в МАОУ "Гимназия № 4" города Норильска созданы условия для обучения, сопровождения и индивидуального подхода отдельных категорий детей с ОВЗ, инвалидов.
С обучающимися работают социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-организаторы, так же созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения детей с ОВЗ, инвалидов.
В настоящее время в гимназии обучаются дети:
С ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- с нарушениями речи
- с задержкой психического развития (ЗПР)
- с нарушениями зрения
- с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети-инвалиды
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- с нарушением зрения
В 2023-2024 учебном году МАОУ "Гимназия № 4" реализует:
1. Адаптированные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО обучающихся с ОВЗ:
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (Вариант 5.1) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1.) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.1) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.2) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с нарушениями зрения - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу среднего общего образования обучающихся с нарушениями зрения - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
2. Адаптированные образовательные программы:
Адаптированные образовательные программы (АОП) разработаны индивидуально на каждого обучающегося с ОВЗ, содержат персональные данные, описание индивидуальных особенностей обучающихся, личную информацию и, в связи с этим, не могут быть опубликованы на сайте гимназии полностью.
Программы разработаны в соответствии с рекомендациями ТПМПК, ИПРА и на основании действующего нормативно-правового регламента в сфере инклюзивного образования, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и требованиями к реализации ФГОЗ ОВЗ и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ "Гимназия № 4"
№
п/п
|
Показатели условий организации
обучения и воспитания учащихся
с ОВЗ и инвалидностью
|
Условия организации обучения
и воспитания обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью
|
1
|
Наличие обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
|
В гимназии обучаются дети:
С ОВЗ:
- с нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением зрения
- с нарушением опорно-двигательного аппарата
Инвалиды:
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- с нарушением зрения.
|
2
|
Использование специальных учебников,
учебных пособий
и дидактических материалов.
|
В гимназии отсутствуют дети с ОВЗ и инвалидностью,
нуждающиеся в этих средствах.
|
3
|
Использование специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования.
|
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами
обучения коллективного и индивидуального пользования,
в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, это:
- мультимедийные комплексы (проектор, экран);
- интерактивные доски;
- оборудование лингафонного кабинета;
- ноутбуки ученические с подсветкой под ТСО;
- телевизоры, DVD, МФУ.
|
4
|
Предоставление обучающимся с ОВЗ, инвалидам,
специальных технических средств обучения
индивидуального пользования в постоянное пользование.
|
Детям-инвалидам,
находящимся на домашнем обучении,
предоставляются в постоянное пользование ученические ноутбуки.
|
5
|
Предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь.
|
В гимназии отсутствуют дети с ОВЗ,
инвалиды,
нуждающиеся в услугах ассистента,
оказывающего техническую помощь.
|
6
|
Проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
|
В гимназии организована работа с родителями детей ОВЗ,
учащимися ОВЗ,
детьми инвалидами в части проведения консультации с социальным педагогом,
заместителем директора по УВР,
учителем-логопедом,
учителем-дефектологом,
педагогом-психологом,
по направлениям:
- семейное консультирование;
- оказание психологической помощи;
- профориентация;
- развитие личностного самоконтроля;
- повышение самооценки личности;
- обучение эффективным формам поведения в стрессовой ситуации.
|
7
|
Обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
|
Дети с ОВЗ, обучающиеся в гимназии,
не нуждаются в особых условиях обеспечения доступа в здание.
Дети-инвалиды находятся на домашнем обучении, образовательное учреждение не посещают.
|
8
|
Оказание консультативной и другой помощи
обучающимся с ОВЗ и инвалидностью.
|
Исходя из конкретной ситуации
и индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, предусматривается:
возможность индивидуального сопровождения
и консультирования учащихся гимназии
по организационным и общим вопросам;
работа с семьей учащегося;
методическая работа с учителями и педагогическими работниками;
организация внеурочной (воспитательной) работы с учащимися;
оказание содействия учащимся с ОВЗ в организации отдыха,
временной занятости,
трудоустройства и т.д.
|
9
|
Организация образовательного процесса
для детей с ОВЗ и инвалидов.
|
Для разъяснения отдельных вопросов по изучаемым дисциплинам
преподавателями дополнительно проводятся индивидуальные консультации,
для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для детей с ОВЗ и инвалидов
может быть установлена с учетом психофизических особенностей
(устно, письменно на бумаге, в форме тестирования. Защиты проекта и т.п.).
При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов
в печатных и электронных форматах, адаптированных к ограничениям здоровья.
|
- Педагоги гимназии прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми ОВЗ.
- В случае необходимости (рекомендаций службы ПМПК), разрабатываются и реализуются специальные адаптированные образовательные программы для учащихся с ОВЗ, инвалидов, в соответствии с возрастом, особенностями здоровья и личности.
- Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушения развития и социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
- Разработкой адаптированной программы гимназия занимается самостоятельно (совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-логопедами и дефектологами).
- В гимназии ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
- В гимназии так же имеется версия официального сайта для слабовидящих.
При работе с детьми ОВЗ и инвалидами в гимназии используются следующие формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса;
- Целенаправленность развития способностей данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками;
- Формирование и укрепление мотивации к обучению и освоению образовательной программы посредством освоения адаптированной программы;
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ, и инвалидов посредством их занятости в творческих кружках, объединениях, спортивных секциях, а также организации общественно-полезной деятельности, включая социальную практику, профориентацию;
- Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.